Можно также предположить, что во второй половине XIX в. снижение религиозности наблюдалась и среди крестьян Скидельской волости. Об этом свидетельствуют факты краж церковных вещей.
За такое преступление был осужден местечковец Николай Грецкий, который, правда, скорее всего был католиком. А в 1896 году за кражу церковной утвари был осужден на 6 лет каторги и отправлен на далекий Сахалин житель села Стрельцы Скидельской волости Иван Кизевич. Литовская духовная консистория в 1899 г. даже расторгла его брак по просьбе жены, чтобы та могла снова выйти замуж.
Историкам не известно о более-менее серьезные конфликты на религиозной почве между белорусскими крестьянами православного и католического вероисповедания. Такие конфликты если и случались, то обычно выдавался властями. Например, когда в местечке Зельва Волковысского уезда Гродненской губернии власти передали здание бывшего костела православным, то дело дошло до стычек между верующими и полицией, которые закончились человеческими жертвами.
По-прежнему довольно часто встречались в деревенском окружении и смешанные браки между католиками и православными, несмотря на негативное отношение к этому священников, особенно католических, так как дети от смешанных браков обязательно должны были креститься в православие. Однако точной статистики по этому поводу нет. Безусловно, встречались проявления религиозного фанатизма и ксенофобии. Например, Михаил Федоровский записал высказывания крестьян-католиков из Сокольского уезда:
«Наша вера лучшая, так как у нас в костеле на органах играют и поют вместе, у нас на иконах белые лица, а в церкви чумазые».
Иногда в судах рассматривались дела об оскорблении православия крестьянами-католиками. Но это случалось очень редко. Крестьяне православного и католического вероисповеданий чувствовали свою принадлежность к одной этническое общества, единство традиционной культуры и менталитета.
За такое преступление был осужден местечковец Николай Грецкий, который, правда, скорее всего был католиком. А в 1896 году за кражу церковной утвари был осужден на 6 лет каторги и отправлен на далекий Сахалин житель села Стрельцы Скидельской волости Иван Кизевич. Литовская духовная консистория в 1899 г. даже расторгла его брак по просьбе жены, чтобы та могла снова выйти замуж.
Историкам не известно о более-менее серьезные конфликты на религиозной почве между белорусскими крестьянами православного и католического вероисповедания. Такие конфликты если и случались, то обычно выдавался властями. Например, когда в местечке Зельва Волковысского уезда Гродненской губернии власти передали здание бывшего костела православным, то дело дошло до стычек между верующими и полицией, которые закончились человеческими жертвами.
По-прежнему довольно часто встречались в деревенском окружении и смешанные браки между католиками и православными, несмотря на негативное отношение к этому священников, особенно католических, так как дети от смешанных браков обязательно должны были креститься в православие. Однако точной статистики по этому поводу нет. Безусловно, встречались проявления религиозного фанатизма и ксенофобии. Например, Михаил Федоровский записал высказывания крестьян-католиков из Сокольского уезда:
«Наша вера лучшая, так как у нас в костеле на органах играют и поют вместе, у нас на иконах белые лица, а в церкви чумазые».
Иногда в судах рассматривались дела об оскорблении православия крестьянами-католиками. Но это случалось очень редко. Крестьяне православного и католического вероисповеданий чувствовали свою принадлежность к одной этническое общества, единство традиционной культуры и менталитета.